Через
два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит
безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже
около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу,
предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой
части всего – земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной
помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий
Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем
самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей – своих ближайших
соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Рязанский
князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой
не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и
немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но
при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы
рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного
предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть
красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь
Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и
бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.
Только
одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то
и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня
Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема
вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и
малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы
Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского.
Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача»,
Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие
князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего
от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый
прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает
разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает
его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские
воины сменяются, то жители Рязани бьются безсменно. Сражение
заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают
жителей города. Так, они совершают великое святотатство – убивают в
церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон,
находившихся с ней, а также епископа и священников.
В это время
брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в
Чернигове, вместе с ним – рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они
спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий
собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на
войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары
поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия
Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и
русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в
котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла».
Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его
даже мёртвого.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих
братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия
Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича,
его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь
Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю
Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. «И стала
христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от
безбожного царя Батыя».