Иванов-Остославский
Суббота, 20.04.2024, 10:30
Меню сайта

    Форма входа

    Категории раздела
    Александра Барболина [3]
    Поэзия.
    Наталья Григорьева [3]
    Поэзия.
    Валентина Остославская [1]
    Воспоминания об отце.
    Премия Арт-Киммерик [2]
    Открытая Независимая литературная премия Арт-Киммерик.
    Елена Воробьева [22]
    Поэзия
    Екатерина Никифорова [17]
    Поэзия
    Елена Ерофеева-Литвинская [7]
    Поэтесса
    Елена Семёнова [5]
    Поэзия и проза
    Игорь Михайлович Иванов [14]
    Поэзия и проза
    Татьяна Хворостинина [5]
    Стихи
    Наталья Кислинская [1]
    Поэзия
    Протоиерей Василий Корнильевич Фролов [1]
    Проза
    Слово о полку Игореве [1]
    Древнерусский эпос
    Михайло Ломоносов [1]
    Поэзия
    Гавриил Державин [1]
    Поэзия
    Василий Жуковский [1]
    Поэзия
    Александр Пушкин (из князей Рюриковичей) [1]
    Поэзия
    Михаил Лермонтов [1]
    Стихи
    Афанасий Фет [1]
    Поэзия
    Фёдор Тютчев [1]
    Поэзия
    Николай Некрасов [1]
    Поэзия
    Нестор Летописец [1]
    Поэзия
    Иван Тургенев [1]
    Поэзия
    Александр Блок [1]
    Поэзия
    Анна Ахматова [1]
    Поэзия
    Марина Цветаева [1]
    Поэзия
    Иван Савин (Саволайнен) [2]
    Поэзия
    Сергей Есенин [1]
    Поэзия
    Константин Симонов (из князей Оболенских) [1]
    Поэзия
    Иван Бунин [3]
    Поэзия
    Вильям Шекспир [1]
    Поэзия
    Роберт Бёрнс [1]
    Поэзия
    Шарль Бодлер [1]
    Поэзия
    Николай Гумилёв [1]
    Поэзия
    Николай Туроверов [1]
    Поэзия
    Арсений Несмелов (Митропольский) [1]
    Поэзия
    Анатолий Витальевич Осипов [4]
    Поэт, историк, публицист.
    Вероника Тушнова [1]
    Поэзия
    Произведения других авторов [95]
    Интересные материалы
    Антон Павлович Чехов [1]
    Писатель и драматург.
    Юлия Друнина [1]
    Поэзия
    Евгения Киреева-Столповская (из князей Дембицких) [2]
    Музыкант, художница и поэтесса.

    Поиск

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 53

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Произведения других авторов » Произведения других авторов

    Ольвия – археологическая жемчужина Украины

    Ольвия – археологическая жемчужина Украины

    Южная Украина по праву славится своим археологическим наследием. Именно на территории Херсонской, Николаевской и Одесской областей, а также в Крыму, находятся самые знаменитые и выдающиеся памятники доантичной и античной древности на Украине: многочисленные скифские курганы, древнегреческие полисы, поселения тавров, сарматов, древних германцев. Находятся в этой местности и стоянки первобытного человека, относимые учёными к позднему палеолиту (Киик-Коба в Крыму). Одним из самых интересных памятников археологии Северного Причерноморья является древнегреческий полис Ольвия.

    Ольвия или Борисфен, как называли этот город-государство его жители, располагался в районе Бугского лимана (остатки городища и могильника теперь близь села Парутино Очаковского района Николаевской области). Основан он переселенцами из Милета и других ионийских городов в первой половине 6 века до нашей эры.  В эпоху своего рассвета – 5-3 века до н.р. – Ольвия достигла своего наибольшего размера: 50 га с 12-15 тысячами жителей, большинство из которых были греками.  Большого развития в Ольвии достигли земледелие, скотоводство, рыболовство, виноградарство, которыми занимались в сельхозокругах – в хорах. В самой Ольвии процветало ремесло – металлообрабатывающие, гончарное, косторезное, деревообрабатывающее, прядильно-ткацкое и другие. Продукция ремесленников сбывалась населению города, его хорам и соседним племенам скифов, сарматов, фракийцев. Взамен от племен поступали хлеб, скот, шерсть, рыба. Всё это в значительной степени вывозилось в государства греческой метрополии в обмен на вино, оливковое масло, высококачественную посуду, ткани, украшения, произведения искусства. Ольвия выпускала свою монету, преимущественно медную и серебряную, изредка и золотую. Ольвийское государство являлось рабовладельческой республикой – полисом. Законодательные и исполнительные органы власти находились в руках рабовладельческого слоя населения.  В 331 году до н.э.  город подвергся нападению войска древнегреческого полководца Зопириона, которое насчитывало 30 тысяч человек.  Во 2 и 1 веках до н.э. Ольвия переживает глубокий социальный и экономический кризис. Во втором веке до н.э. Ольвия входила в скифское государство Крыма и Нижнего Поднепровья. Скифские цари здесь чеканили монеты со своим изображением (Скилур – во 2 веке до н.э., Фарзой и Инисмей – в 1 и 2 веках нашей эры). Вместе с тем Ольвия постоянно находилась под угрозой враждебно настроенных племён. В середине 1 века до н.э. город был разрушен гетами, после чего лишь около половины территории Ольвии было восстановлено. Прежнего уровня экономического и культурного развития Ольвия больше не достигла. В составе населения Ольвии в это время значительно увеличивается скифский элемент. Зажиточные скифы в этот период истории города были допущены к управлению государством. В первой половине 2 века нашей эры Ольвии угрожали тавроскифы. В середине 2 века в город прибыл римский гарнизон, который простоял здесь более 100 лет.  Ольвия была включена в римскую провинцию Мёзия.  С середины  3 века н.э. Ольвия снова вступила в полосу серьёзного кризиса. В 4 веке город прекратил своё существование. 

    Территория городища и значительной части могильника Ольвии с 1920 года является заповедником и находится в ведении института Археологии Академии Наук УССР. Во времена независимости Украины Ольвия так же находится под защитой государства.

    История Ольвии восстанавливается в общих чертах благодаря декретам, начертанным на каменных плитах, надписям на предметах, сочинениям древних авторов, многочисленным монетам и археологическим раскопкам, значительная часть которых проведена под руководством Б.В.Фармаковского (1896, 1901-1915, 1924-1926 годы). Город был защищён мощными каменными станами и башнями. Улицы, в основном пересекавшиеся под прямым углом, и площади мостились камнем и черепицей. В городе были колодцы и водопроводные каналы, мостившиеся из каменных блоков и глиняных труб. В центральной части верхнего города размещалась агора – главная площадь, окружённая зданиями государственной власти, театра, гимназии, суда. С северной стороны к агоре примыкал священный участок (теменос), застроенный храмами Аполлона, Дельфиния, Зевса, святилищами, алтарями, жертвенниками. Жилые дома строились из камня и кирпича-сырца.  Наиболее богатые из них имели дворы с колоннами и парадные помещения, украшенные фресками и мозаикой.  За оборонительными сооружениями начинался могильник, занимавший около 500 га. Ольвия являлась большим культурным центром. В городе была широко распространена письменность, устраивались театральные представления, спортивные состязания, развивались искусство и философия.

     

    Бронзовые «дельфины» Ольвии

    Традиция обращения небольших бронзовых поделок в виде разменной монеты во второй половине 6 века до н.э. получила в главных центрах Северо-Западного Причерноморья новое материальное воплощение.  Начинается выпуск литых бронзовых монет с изображением солярного колеса и начальными буквами названия города, а в Ольвии денежных слитков в форме Дельфина.  С этого времени начинается история собственного денежного обращения Ольвийского полиса.

    В настоящее время денежный характер дельфиновидных монетных слитков не вызывает сомнений. Они часто встречаются в виде единичных и групповых находок в Ольвии и на острове Березань, во многих поселениях рубежа 6-5 веков до н.э.,  в Нижнем Побужье. Известны находки таких дельфинов и в могилах ольвийского некрополя в роли «оболов Харона».

    Отмечая монетный характер и сравнительно широкое распространение ольвийских дельфинов (отдельные их находки засвидетельствованы в Добрудже и на Боспоре), необходимо остановиться на их классификации. По своему внешнему виду дельфинов можно разделить на «остроносых» и «стреловидных». На некоторых не было надписей, другие же имеют буквенные обозначения: фита эр или  APIXO. Исследователь В.В. Лапин, специально изучивший групповую находку дельфинов, найденную на острове Березань, отметил, что в составе клада находились монеты всех групп, кроме дельфинов с надписями. Он пришел к выводу, что временной диапазон их изготовления и обращения сравнительно невелик. Анализ фактуры и стиля этих монет говорит об их «одновременности» . Из этих наблюдений и на основании материалов из других коллективных находок «дельфинов» , можно сделать вывод, что дельфинообразные монеты различных видов были изготовлены примерно в одно и тоже время. Некоторые типы дельфинов представляют собой эволюционный ряд, все элементы которого были связаны между собой стилистически и по способу изготовления. Эти монеты выпускались около 150 лет (или несколько меньше) и в 4 веке до н.э. уже стали заменятся чеканной медной монетой мелких номиналов.

    Существенной особенностью ольвийских дельфинов является наличие среди них крупных экземпляров.  Такие дельфины были выпущены как парадигма номиналов, соотносимых между собой по формуле 12:6:1. Сложно определить место в этом ряду самых крупных дельфинов, отличающихся замысловатой стилизацией. Дельфины имеют различный вес: 2,5 граммов, 14,9 и 28,2 граммов, а так же 71,5 граммов. Однако, остаётся непонятным, как власти Ольвии боролись с фальшивомонетчиками, которым дельфинов было подделать значительно легче, чем любую круглую монету. Дельфины не имели средств защиты. Если на круглой монете портрет правителя или божества (выполненный в тонкой технике, с использованием множества мелких деталей) являлся в какой-то мере защитой от подделывания, то дельфины могли быть подделаны как угодно и кем угодно. При очень высоком уровне развития бронзолитейного производства, характерном для Ольвии уже со второй половины 6 века до н.э. и при доступности и дешевизне сырья, любой литейщик мог практически безнаказанно изготовлять эти монеты в любом количестве, что неизбежно и сравнительно скоро должно было привести к избытку мелких дельфинов во всех сферах обращения и к катастрофическому падению их ценности.

    Не исключено, что дельфины являлись не государственной а частной монетой, как это было в Китая, где фигурные литый монеты отливались частными лицами. Этим можно объяснить незащищённость дельфинов от подделывания. Кстати, и во многих греческих городах выпуск монеты сначала носил частный характер и только в дальнейшем перешел в исключительное ведение государства. Более того, и в 5-6 веках до нашей эры в некоторых центрах греческого мира наряду с государственной монетой сохранились в качестве реликта частные монеты, выпускавшиеся крупными торговцами из принадлежавших им драгоценных металлов. Среди дельфинов трудно уловить упорядоченную стилистическую систему. Кроме того, дельфины плохо классифицируются по номиналам:  самые крупные монеты этого сорта настолько редки и настолько различны по весу (от 103 до 58 грамм), что их нельзя однозначно поставить в весовую связь не с весами литых круглых монет Ольвии, ни с мелкими дельфинами, вес которых колеблется от 4 до 6,5 грамм. Видимо ольвийские дельфины как денежная единица пришли на смену наконечникам стрел с острова Березань. Однако, какой номинал выражался литыми дельфинами определить очень трудно.

    По одной из версий ольвийские дельфины были монетами, выпускавшимися храмами или святилищами. Храмовые монеты известны в античном мире. Таковы например серебряные статеры, выпускавшиеся храмом Зевса и Геры в Олимпии; святилище Аполлона Дидимейского, находившееся близ Милета, выпускало мелкие серебряные монеты ещё в начале эллинистической эпохи. Отнести ольвийских дельфинов к числу таких сакральных монет было предложено Б.Ляумом. Этот учёный считал, что денежное обращение зародилось у греков в культовой сфере и берет свое начало в практике жертвенных пиров и общественных жертвоприношений. В дельфинах Б.Ляум видел символическую жертву богам, а монетой они стали значительно позднее, когда уровень торговли в древнегреческих полисах достиг определенного высокого уровня. А.Н.Зограф не исключал того, что мелкие дельфины служили разменной монетой главным образом в религиозно-культовой сфере, он полагал, что находки их в погребениях подтверждают такое предположение. «При расплате с богами и загробным миром,- писал он,- предпочитают пользоваться утратившими ценность средствами обращения, сохраняя полноценные деньги для живых». Сама форма ольвийских монет наталкивает на мысль о связи их с одним из главных культов ольвийского полиса – с культом Апполона.

    Культ Аполлона в Северо-Западном Причерноморье был тесно связан с оракулом этого божества в Дидимах, который сыграл немалую роль в процессе ионийской колонизации Северного Причерноморья. В понтийских священных писаниях Милета Аполлон почитался как врач, целитель. Результаты новейших археологических исследований позволяют утверждать, что Аполлон-врач был главным божеством ольвийского полиса на раннем этапе его истории. С этим культом связано и зарождение денежного обращения – стрела, символ и атрибут Аполлона, приобрела функцию денег в наибольшей степени в трёх центрах почитания культа Аполлона-врача: в Аполлонии, в Истрии и в Ольвии.

    Однако, впоследствии культ Аполона-врач стал уступать место в Ольвии культу Аполлона Дельфиния. Связано это видимо с тем, что экономика Ольвии в огромной степени держалась на промыслах, связанных с морем. В честь Аполлона Дельфиния со второй половины 6 века до нашей эры в Ольвии и стали выпускать монету, по внешнему виду очень напоминающую дельфина. В начале 5 века до нашей эры в городе был воздвигнут храм в честь этого божества.

    Как покровитель мореплавания Аполлон Дельфиний первоначально сам мыслился в образе дельфина, поэтому дельфины, сообразительность которых не ускользнула от наблюдательного ума древних греков, рассматривались в Элладе как священные животные, связанные с морскими божествами и представлениями о счастье. Жизнерадостность дельфинов, их игривый нрав, любопытство, способность при известных обстоятельствах проявлять интерес к музыке, спасать потерпевших кораблекрушение моряков, зародили в душах древних эллинов-ольвийцев уважение к дельфинам и даже поклонение им. Более того, согласно греческим верованиям той поры, дельфины были залогом счастливого перехода умершего человека в потусторонний мир.

    Ольвийские «дельфиновидные» монеты - являются примером оригинального подхода к производству металлических денег. История античности больше не знает случаев, когда дельфин, становился прообразом денежной единицы. У наших современников Ольвия ассоциируется именно с монетами, выполненными в виде этого морского млекопитающего. Для нас Ольвия – город дельфина.

    Категория: Произведения других авторов | Добавил: ostoslavskij (10.01.2014) | Автор: Ольвия – археологическая жемчужина
    Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]