Киевская
Русь
Киевская Русь – раннефеодальное
восточнославянское государство, сложившееся в Восточной Европе в 8-9 веках и
пришедшее в упадок к 12 веку. Сначала столицей государства был город Новгород,
потом Киев. Киевская Русь находилась на огромной территории: от Таманского
полуострова на юге, Днестра и Верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной
Двины на севере. Не даром многие историки-медиевисты сравнивали Киевскую Русь с
империей Карла Великого.
История Киевской Руси делится на
пять этапов. Начальный этап – 800-882 годы: образование русского феодального
государства со столицей в Киеве. В этот период государство охватывало не всех
восточных славян, а только земли: полян, руси, северян, древлян, дреговичей,
полочан и, возможно, славен. Проявлением зрелости государства является поход
киевских русичей на Византию в 860 году. Второй этап – (882-911 годы). Захват
власти в Киеве Олегом, который по всей вероятности был предводителем варяжской
дружины. Третий этап: 911-1054 годы. На это время приходится рассвет
раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъёмом производительных
сил, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами и
развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти
все восточнославянские племена. Четвёртый этап – 1054-1093 годы. Этот период
характеризуется первыми ощутимыми явлениями распада Киевской Руси. Происходит
бурный рост производительных сил связанный с прогрессивной ролью феодальной
формации в это время. Боярство, стоявшее во главе вотчинной системы, было в то
время передовым элементом господствующего класса, князья же, оторвавшиеся от
боярства и расшатывавшие Киевскую Русь борьбой за перераспределение феодальной
ренты, часто оказывались реакционным элементом. Пятый этап – 1093-1132 годы.
Характеризуется новым усилением феодальной монархии, возникшем благодаря
объединению князей пред лицом половецкого нашествия конца 11 века. В этот
период снова создаётся более или менее единая империя. После победы над
половцами государственное единение перестало быть насущной необходимостью.
Усиление феодальных центров, возросшая роль бояр – всё вело к самостоятельности
отдельные русские княжества. В 1132 году Киевская Русь распалась, и начался
период феодальной раздробленности.
В эпоху образования Киевской
Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно
(на севере несколько позднее) сменило допашенное мотыжное с примитивными
способами обработки почвы. Преобладала трёхпольная система земледелия.
Высевались: пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и другие культуры. Летописи
упоминают также хлеб яровой и озимый. Население занималось скотоводством,
разведением домашней птицы, рыболовством, охотой и бортничеством. Деревенское
ремесло имело подчинённое значение. Ранее всего выделилось железообрабатывающее
производство, использовавшее в качестве сырья местную болотную руду.
Основой общественного строя
являлась феодальная собственность на землю с постепенно возрастающим
закрепощением свободных общинников. Первые столкновения простого люда с
феодалами происходят в 10 веке (945 год). Результатом закабаления деревни
явилось её включение в систему феодального хозяйства, основанного на
отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и остатки
рабовладения (холопство).
В 6-7 веках на месте поселения рода или небольшое
семьи городища исчезают. На смену им приходят неукреплённые деревенские селища
крестьян, а также крупные укреплённые дворы феодалов. Складывается вотчинное
хозяйство. Центр вотчины – «княж двор», в котором временами живёт князь. Его
хоромы окружены домами бояр, дворян, слуг, рядовичей, смердов и холопов.
Вотчиной управляет боярин «огнищанин», распоряжающийся княжескими «пиунами».
Представители вотчинной администрации имеют как экономические, так и
политические функции. В вотчинном хозяйстве существовало своё ремесло. С
усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников
начинает исчезать, возникает связь с рынком и конкуренция с городскими
ремесленниками. Развитие ремесла и торговли обусловило развитие в Киевской Руси
городов. Самые древние русские города: Новгород, Киев, Чернигов, Переяславль,
Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Основным жизненно важным центром
города был базар, где реализовывалась ремесленная и сельскохозяйственная
продукция. В городах существовали различные виды ремёсел: доменное дело, кузнечно-слесарное, оружейное
дело, обработка цветных металлов (ковка, чеканка, теснение, штамповка,
филигрань, зернь), ремесло гончарное, кожевенное, портняжное, ткачество,
производство стекла, эмали, книжное дело, а также обработка дерева, кости и
рога, камня, строительное дело и другое. Во второй половине 10 века появляются
клейма мастеров, возникает производство проволоки способом волочения. В конце
10 века под влиянием Византии возникает сложное производство эмали. В крупных
городах существовали особые торговые подворья для ночлега заезжих «гостей».
История торговли Киевской Руси
делится на два периода. В первый период (9-11 века) усиливается роль арабов,
крепче становятся связи с Византией и Хазарией. Кроме транзитных товаров,
идущих с арабского востока и по пути «из варяг в греки», Киевская Русь
экспортировала много мехов, рабов, воск, мёд, лён, полотно, серебряные изделия.
Ввозились в страну дорогие ткани (византийские паволоки, парча, шелка),
ввозилось серебро в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония,
лекарственные растения, красящие вещества, византийские предметы культа. Во
втором периоде (середина 11-12 века) крайне изменившаяся международная
обстановка (крушение арабского Халифата, пришествие половцев на южнорусские
земли, первый крестовый поход 1096-1099 годов).
Изменились направления торговых путей, многие страны потеряли связь с
Русью. Проникновение иностранных купцов в бассейн Чёрного моря, конкуренция
генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю русских купцов на юге. К концу 12
века русская коммерция в основном активно развевалась на севере – в Новгороде,
Смоленске и Полоцке. Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге,
через Итиль и далее по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь из
варяг в греки), помимо главного направления Днепр-Ловать, имел ответвление
через Западную Двину. На запад вели два направления: из Киева в Центральную
Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная
Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и
Южную Прибалтику.
Основным способом правления в
Киевской Руси была раннефеодальная монархия. Власть принадлежала Киевскому
князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормящейся в основном
за счёт его доходов. Деятельность князя
в начальный период существования Киевской Руси направлялась и ограничивалась
родоплеменной знатью («старцы градские»), которую в некоторых случаях
приглашали для совета. Некоторую роль
играло в это время и вече – реликт родоплеменной организации. Управление
страной осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, то есть по признаку
военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10-11 веках это
в основном «полюдье», дань, получаемая с городов ежегодно. В 11-12 веках, с
началом видоизменения раннефеодальной монархии, положение значительно
изменилось. В связи с появлением крупного землевладения с различными видами
феодальной ренты функция князя значительно усложнилась. Владея собственным
крупным доменом, князь вынужден был вести в нём сложное хозяйство, подобно
рядовым феодалам назначать посадников волостей, тиунов, руководить всей
многочисленной администрацией. Как и раньше он был военным руководителем
государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину,
сколько феодальное ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска,
прибегать к чрезвычайным мобилизациям. Усложнились мероприятия по укреплению и
защите внешних границ. Функции князя расширились и юридически закрепились.
Князь стал крупным феодальным монархом. Власть князя, в общем и целом не
ограниченная, всё же в определённой мере направлялась и корректировалась высшей
аристократией: боярством. Роль вече в это время значительно снизилась. Оно
полностью находилось в руках феодальной знати. Княжий двор стал
административно-бюрократическим центром, куда сходились все нити управления
государством. Появилась целая иерархия административных органов, которые стали
делиться на центральные и местные. Во главе городов стоял местный патрициат,
сформировавшийся в 11 веке из крупных местных землевладельцев – «старцев» и
дружинников, имена которых тесно сплетаются с историей того или иного города.
Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара
при его транспортировке обусловила хорошую вооружённость купцов, среди
городского ополчения они занимали первое место.
Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники,
как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство. Во главе
церкви стоял митрополит, обычно назначаемый Византией, ему подчинялись
епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископу и митрополиту.
Сельское население состояло из
крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодалов, закрепощённых
крестьян-общинников и лиц, оторванных от общины и не имеющих средств
производства. Они служили рабочей силой внутри феодальной вотчины.
В Киевской Руси неоднократно
поднимались народные бунты. Особенно крупномасштабные недовольства произошли в
60-70 годы 11 века. Их причинами стал голод и нашествие половцев. В эти годы
была создана Правда Ярославичей, некоторые статьи которой предусматривали наказание
за убийство представителей администрации феодальной вотчины. Народ боролся за
уменьшение феодальных податей, за землю и личную свободу.
На протяжении всей истории
своего существования Киевская Русь была вынуждена бороться с кочевыми
азиатскими ордами, попеременно заполнявшими причерноморские степи. Особенно
серьёзными были столкновения с хазарами, уграми, печенегами, торками,
половцами, монголо-татарами. Кочевья печенегов к концу 9 века заняли
южнорусские степи от Саркела на Дону до Дуная. В 10 веке они представляли
настолько могучую силу, что русский князья и Византия пытались использовать
союз с ними в своих целях. Активность
печенегов заставила Владимира Святославича укрепить южные границы Киевской
Руси: строить города-крепости. Ярослав Мудрый в 1036 году практически уничтожил западное объединение печенегов.
Место разгромленных печенегов в южнорусских степях заняли торки, которым в 1060
году объединёнными силами русских князей было нанесено поражение. Позднее
остатки торков, поселившихся южнее Киева, участвовали в междоусобных войнах
русских князей. Начиная со второй половины 11 века, степи от Волги до Дуная
стали занимать половцы. Они стали контролировать важнейшие торговые пути между
Европой и Азией. Первую крупную победу половцы одержали над русскими князьями в
1068 году. Следующий натиск половецких дружин под предводительством Боняка
Шелудивого и Шарукана Старого произошёл в 1093-1096 годах. В 1003 году
вспыхнула очередная война с половцами. Владимир Мономах и его сын Мстислав
разгромили половецкую орду. Честь половцев отошла на юг – в район Северного
Кавказа.
Киевская Русь известна благодаря
киевским и новгородским летописям, написанным монахами в 10-12 веках. Авторы
летописей были близки к княжьему двору, к правящей аристократии. Этим и
объясняется, почему в летописях в основном описывается жизнь древнерусских
правителей и их приближенных. По данным начальной летописи первым князем
Киевской Руси был легендарный Кий, который основал Киев. Благодаря некоторым
косвенным данным можно определить, что он жил в 6 веке. Первые датированные
сообщения летописи начинаются с 852 года. Середина 9 века рассматривается в
летописи в контексте истории западных и южных славян. Позднее в летопись была
добавлена легенда о варягах (862), которые пришли на Русь во главе с Рюриком. У
Рюрика были Бояре Аскольд и Дир, которые в 882 году захватили Киев. После
смерти Рюрика власть перешла варяжскому конунгу Олегу. Он расправился с
Аскольдом и Диром и в 882 году захватил Киев. В 883-885 годах он подчинил себе
восточнославянские племена: древлян, северян, радимичей. В 907 и 911 годах
совершил военные походы на Византию. Сын Рюрика – Игорь - продолжил активную
внешнюю политику Олега. В 1913 году он огнем и мечем прошел по всему западному
побережью Каспия, разорил Итиль, впоследствии дважды нападал на Византию. В 945
году Игорь был убит древлянами, не хотевшими платить ему чрезмерную дань. После
Игоря Русью правила его жена Ольга. Она упорядочила управление на местах и
строго установила нормы дани. Сын Игоря и Ольги – Святослав - очистил от
кочевников торговые пути на востоке – в землях волжских булгар и хазар. При
Ярославе Русь получила выход к Черному морю и к Дунаю (Тмутаракань, Белгород,
Переяславец-на-Дунае). После неудачной войны с Византией, Святослав был
вынужден отказаться от завоевания Балкан. При возвращении на Русь он был убит в
бою с печенегами. Наследником Святослава стал его сын Ярополк, убивший в 977
году своего брата-конкурента Олега Древлянского. Младший брат Ярополка Владимир
Святославич во главе варяжской дружины двинулся на Киев. Ярополк был убит, а
Владимир стал великим князем. Необходимость замены старой идеологии
родоплеменного строя идеологией феодальных отношений – христианством и
аристократизмом побудила Владимира ввести на Руси византийское православие и активизировать
формирование служилого класса чиновников, способных стать опорой молодой
древнерусской монархии. Первыми перешли в христианство социальные верхи,
простой же люд еще долго исповедовал древние языческие верования. Княжение
Владимира – вершина Расцвета Киевской Руси, границы которой в это время
неимоверно расширились: от Прибалтики и Карпат до Северного Причерноморья. После смерти Владимира в 1015 году между его
сыновьями возникла усобица, в которой погибли двое из них: Борис и Глеб. Эти
князья позднее были причислены к лику святых.
Их убийца – Святополк – бежал после войны с братом Ярославом, который
стал великим князем Киевским (1019-1054 годы). В 1021 году против Ярослава
выступил Брячислав Полоцкий. Через три года против Ярослава выступил его брат
Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024 год) Киевская Русь была
поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье -
Мстиславу. Так в 20 годы 11 века начало
расшатываться ранее прочное государство. После смерти Мстислава (1036 год)
единство Киевской Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную
деятельность по укреплению государства и устранению церковной зависимости от
Византии. При Ярославе Мудром значительно расширились и укрепились связи
Киевской Руси с Западной Европой. Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская
Русь имела династические, экономические и политические связи с Германией,
Францией и Венгрией, а так же с другими странами. Трое сыновей-наследников
Ярослава поделили Русь между собой на три части: Изяслав получил Киев,
Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Пытаясь первое время сохранить
единство киевской Руси, Ярославичи в последствии всё же не смогли преодолеть
феодального распада. Положение осложнилось нападением на Русь половцев (1068
год). После поражение Ярославичей на Альте в 1068 году, народное ополчение
потребовало выдать ему оружие для оказания сопротивления врагу. После смерти
Святослава и Изяслава, Киевский престол занял Всеволод. Всеволоду не удалось
предотвратить распад государства и подчинить себе других князей. Только под
угрозой уничтожения государства половцами, нападавшими в 1093-1096
и 1101-1103 годах. После смерти Святополка (1113 год) в городе вспыхнуло
городское восстание. Владимир Всеволодович Мономах, приглашенный на киевское
княжение, издал компромиссный закон, облегчающий положение должников, после
этого укрепил свои позиции, усмирив новгородцев и посадил на княжение своих
сыновей в Переяславе, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался
всеми военными силами киевской Руси, направляя их не только против половцев, но
и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая угроза была
временно ликвидирована. Несмотря на усилия Владимира Мономаха, направленные на
объединение Киевской Руси, объективные центробежные силы заставляли
обосабливаться от Киева и друг от друга отдельные русские княжества. Необычайно
выросли и окрепли Чернигов, Галич Волынский, Смоленск. После смерти Мстислава в
1132 году, Киевская Русь распалась навсегда.
Истоки культуры киевской Руси
уходят в древнюю народную культуру славянских племён. Древнерусская культура
достигла очень высокого уровня, в том числе и по сравнению с западноевропейской
культурой. Она ощутила на себе влияние Византии. Средоточием наук и искусств были
города. В те времена на Руси широчайшее распространение получила грамотность.
Если в Западной Европе грамотными были в основном только священники и монахи
(единственной дамой, принадлежащей к
французской аристократии и умеющей читать и писать, была королева
Франции Анна Ярославна – по происхождению русская великая княжна, дочь Ярослава
Мудрого), то в Киевской Руси большинство жителей умело читать и писать. Владели
грамотой ни только князья, священнослужители, бояре и дворяне, но и многие
купцы, ремесленники и землепашцы. До
наших дней дошли берестяные грамоты и пергаментные книги, написанные в эпоху
Киевской Руси. Не мало сохранилось переводной литературы, церковных книг,
различных изборников. Самой ценной книгой, из числа дошедших до нас, является
«Остромирово Евангелие». По указу
Ярослава Мудрого в Киевской Софии была организована первая на Руси библиотека.
Самыми образованными людьми были монахи. Выдающимися деятелями культуры того
времени были: киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята,
Феодисий Печерский, летописцы: Никон, Нестр, Сильвестр. В Киевской Руси широкое
распространение получили школы, причем среди них были и женские. Некоторые лица
обучались индивидуально (например, Феодосий Печерский). В Киевской Руси
государственным языком был язык, являющийся родным для подавляющего большинства
жителей, - русский, в то время, как в Западноевропейских монархиях в качестве
государственного языка использовался «чужеземный», а к тому же мёртвый,
латинский, на востоке не менее «чужеземный» для многих – арабский. Одним из
крупнейших достижений мировой культуры является русский эпос.
Древнерусская архитектура стояла
на высоком уровне развития. Если первые русские храмы строились византийскими
мастерами (Десятинная церковь в Киеве (989 год), Спасский собор в Черниговне
(1036 год), Софийские соборы в Киеве (1037 год), в Новгороде (1045 год), в
Полоцке (1044-1066 годы), то в более поздние времена православные храмы
создавались русскими зодчими. Переняв опыт Византии и сохранив многовековые традиции
возведения национальных языческих деревянных храмов и просто светских зданий,
русские строители внесли свежие идеи в византийскую статичную схему каменного
церковного зодчества.
Живопись киевской Руси
представлена монументальной и станковой (фрески, мозаика, иконы)
разновидностями, а также книжной миниатюрой. Для монументальной и станковой
живописи характерны простота и лаконизм, подчинение изображения архитектонике
здания. Книжной миниатюре присущи утонченность, яркое, орнаментальное окружение
фигур, обилие золота, что сближает древнерусскую книжную миниатюру с ювелирным
искусством. Особенно выразительно прикладное искусство Киевской Руси. Его
деревенская разновидность сохраняет в себе немало языческих черт, городская –
отличается высокой художественностью.
В своё время Киевская Русь была
одним из самых могущественных государств мира. Она играла заметную роль в
политике, экономике и культуре Европы. Мы – русские, украинцы и белорусы –
наследники древних русичей, можем только гордиться своими великими и достойными
предками.
|