Иванов-Остославский
Понедельник, 06.05.2024, 18:47
Меню сайта

    Форма входа

    Категории раздела
    Александра Барболина [3]
    Поэзия.
    Наталья Григорьева [3]
    Поэзия.
    Валентина Остославская [1]
    Воспоминания об отце.
    Премия Арт-Киммерик [2]
    Открытая Независимая литературная премия Арт-Киммерик.
    Елена Воробьева [22]
    Поэзия
    Екатерина Никифорова [17]
    Поэзия
    Елена Ерофеева-Литвинская [7]
    Поэтесса
    Елена Семёнова [5]
    Поэзия и проза
    Игорь Михайлович Иванов [14]
    Поэзия и проза
    Татьяна Хворостинина [5]
    Стихи
    Наталья Кислинская [1]
    Поэзия
    Протоиерей Василий Корнильевич Фролов [1]
    Проза
    Слово о полку Игореве [1]
    Древнерусский эпос
    Михайло Ломоносов [1]
    Поэзия
    Гавриил Державин [1]
    Поэзия
    Василий Жуковский [1]
    Поэзия
    Александр Пушкин (из князей Рюриковичей) [1]
    Поэзия
    Михаил Лермонтов [1]
    Стихи
    Афанасий Фет [1]
    Поэзия
    Фёдор Тютчев [1]
    Поэзия
    Николай Некрасов [1]
    Поэзия
    Нестор Летописец [1]
    Поэзия
    Иван Тургенев [1]
    Поэзия
    Александр Блок [1]
    Поэзия
    Анна Ахматова [1]
    Поэзия
    Марина Цветаева [1]
    Поэзия
    Иван Савин (Саволайнен) [2]
    Поэзия
    Сергей Есенин [1]
    Поэзия
    Константин Симонов (из князей Оболенских) [1]
    Поэзия
    Иван Бунин [3]
    Поэзия
    Вильям Шекспир [1]
    Поэзия
    Роберт Бёрнс [1]
    Поэзия
    Шарль Бодлер [1]
    Поэзия
    Николай Гумилёв [1]
    Поэзия
    Николай Туроверов [1]
    Поэзия
    Арсений Несмелов (Митропольский) [1]
    Поэзия
    Анатолий Витальевич Осипов [4]
    Поэт, историк, публицист.
    Вероника Тушнова [1]
    Поэзия
    Произведения других авторов [95]
    Интересные материалы
    Антон Павлович Чехов [1]
    Писатель и драматург.
    Юлия Друнина [1]
    Поэзия
    Евгения Киреева-Столповская (из князей Дембицких) [2]
    Музыкант, художница и поэтесса.

    Поиск

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 53

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Произведения других авторов » Нестор Летописец

    Отрывок из Поевсти временных лет
    Так начнем повесть сию.
    По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И
    достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину
    до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,
    Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди,
    Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
    Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая
    Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,
    Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия,
    Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. B его владениях на востоке
    находятся также: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия,
    Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Старая
    Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая
    Нил.
    Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения
    Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,
    Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,
    Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес,
    Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.
    Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,
    Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река
    Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай,
    Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие
    реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть
    Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря,
    мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,
    зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря
    Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов
    Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской.
    Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы,
    галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они
    примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
    Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не
    вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый
    народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до
    неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар
    строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40
    лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал
    Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70
    и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром
    великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном,
    и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
    По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима
    восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и
    северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от
    племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.
    Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская
    и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами
    своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава
    и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые
    хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и
    поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле
    и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные
    - мазовшане, иные - поморяне.
    Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а
    другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и
    Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,
    по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.
    Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем -
    славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по
    Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся
    славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
    Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в
    Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по
    Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает
    Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море
    Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по
    тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в
    которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
    юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
    Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью
    устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и
    в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от
    варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в
    Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как
    говорят, святой Андрей, брат Петра.
    Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко
    от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
    днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он
    пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним
    ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет
    город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти,
    благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где
    впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где
    нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как
    моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в
    Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
    Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их
    сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
    на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва
    вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И
    творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят
    омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
    побыв в Риме пришел в Синоп.
    Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и
    до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все
    своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были
    три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их -
    Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе,
    которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась
    по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и
    назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а
    были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и
    доныне в Киеве.
    Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда
    у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на
    Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий
    княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих
    почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался,
    пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел
    сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне
    называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой
    город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же
    скончались.
    И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян
    было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а
    другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи,
    сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же
    город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.
    А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере
    также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома,
    говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,
    говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси:
    поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
    прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться
    волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,
    черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,
    - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных
    странах.
    Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от
    скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были
    поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю
    Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом,
    персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя
    Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и
    притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским:
    бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но
    приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина,
    - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог
    истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на
    Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.
    После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было
    это после - уже при Олеге.
    Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
    славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от
    тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от
    рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли
    и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом
    своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в
    мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили
    по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле
    Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и
    сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
    Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и
    каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
    стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
    свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не
    идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят
    за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:
    убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали
    девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,
    как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и
    браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на
    эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен
    по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то
    устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту
    колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой
    сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого
    же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего,
    но сами себе устанавливающие закон.
    Говорит Георгий в своем летописании: "Каждый народ имеет либо
    письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают
    как предание отцов. Из них же первые - сирийцы живущие на краю света. Имеют
    они законом себе обычаи своих отцов: не заниматься любодеянием и
    прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать
    зло. Таков же закон и у бактриан, называемых иначе рахманами или
    островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не
    пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх
    Божьей веры. Иначе - у соседних с ними индийцев. Эти - убийцы, сквернотворцы
    и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят
    людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы. Свой закон и у
    халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев
    и убивать. И всякое бесстыдство творят, считая его добродетелью, даже если
    будут далеко от своей страны.
    Другой закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела
    совершают, но и любви предаются, сколько хотят, не сдерживаемые своими
    мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на
    зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии
    же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь
    имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не
    сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,
    единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются
    с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим
    праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова разбегутся из тех мест.
    Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же
    девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают".
    Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь
    проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков
    и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих
    отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое
    крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы
    крестились во Христа и во Христа облеклись.
    По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),
    стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
    сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне,
    посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к
    старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них:
    "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять
    спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские:
    "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной
    стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать
    дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле
    говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе
    египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому
    суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от
    Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а
    после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами
    и по нынешний день.
    Категория: Нестор Летописец | Добавил: ostoslavskij (23.12.2011) | Автор: Нестор Летописец
    Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]